В США ожидается волна судебных исков против ПФАС (полифторалкильные соединения, англ: PFAS) — «вечных химических веществ», которые стали одной из основных проблем загрязнения нашего времени и угрозой для жизни человека. Об этом пишет The New York Times.
Адвокат Брайан Гросс, обращаясь к руководителям пластмассовой промышленности, призвал готовиться к волне судебных исков с потенциально «астрономическими» затратами. Предстоящие судебные разбирательства могут «затмить всё, что связано с асбестом», одной из самых масштабных корпоративных битв по ответственности в истории США.
Что такое PFAS?
ПФАС — это группа из примерно 9 тыс. пер- и полифторалкильных химических веществ, используемых в промышленности за их уникальные способности отталкивать воду и жир, не изменяя структуру даже при нагреве. Эти устойчивые вещества содержатся в пищевой упаковке, бумажных стаканчиках, пене для огнетушителей, лакокрасочных материалах, водоотталкивающих тканях, антипригарных покрытиях, коврах, косметике, игрушках и удобрениях.
Синтезированные химиками DuPont в 1940-х годах, ПФАС стали основой тефлоновых сковородок DuPont и защитного покрытия Scotchgard 3M. Они также использовались в средствах пожаротушения.
Однако устойчивость ПФАС предотвратила их естественное разрушение. Попадая в окружающую среду с заводов, продуктов и свалок, они начали накапливаться в воде, воздухе и почве.
Судебные иски
Адвокат Брайан Гросс сказал, что ПФАС связаны с серьезными рисками для здоровья, включая рак. Федеральное правительство заявило, что несколько типов ПФАС должны быть удалены из питьевой воды сотен миллионов американцев.
Широкий круг химических, пластмассовых и смежных отраслей готовится к борьбе с волной судебных исков, связанных с ПФАС, связанных с серьёзными проблемами со здоровьем.
Химические вещества ПФАС были обнаружены почти везде, где учёные проводили исследования: в питьевой воде, в дождевой воде, даже в снегу в Антарктиде. Считается, что они присутствуют в крови почти каждого американца. Исследователи связали воздействие ПФАС с раком яичек и почек, задержками в развитии у детей, снижением ферткильности, повреждением печени и заболеваниями щитовидной железы. Эти искусственные химические вещества настолько долговечны, что ученые не смогли надежно определить, сколько времени может потребоваться для их разложения.
Иски, связанные с ПФАС, уже были направлены против производителей в Соединённых Штатах, включая DuPont, её дочернюю компанию Chemours и 3M. В прошлом году компания 3M согласилась выплатить как минимум $10 млрд коммунальным предприятиям по всей стране, которые требовали компенсации за затраты на очистку. Тридцать генеральных прокуроров штатов также подали в суд на производителей ПФАС, обвиняя их в повсеместном загрязнении.
Но эксперты говорят, что правовая битва только начинается. Под всё более пристальным вниманием оказываются компании, использующие ПФАС в своих продуктах. В этом месяце истцы подали коллективный иск против французской компании Bic, обвиняя ее в том, что она не сообщила о содержании ПФАС в некоторых своих бритвах.
Bic заявила, что не комментирует текущие судебные разбирательства и подчеркнула свою давнюю приверженность безопасности.
Администрация президента США Джо Байдена приняла меры по регулированию этих химикатов, впервые требуя от муниципальных систем водоснабжения удалять шесть типов ПФАС. Агентство по охране окружающей среды также объявило два из этих ПФАС опасными веществами в соответствии с законом Superfund, переводя ответственность за их очистку на загрязнённых участках с налогоплательщиков на загрязнителей.
Ожидается, что оба правила вызовут новую волну судебных исков от водоснабжающих организаций, местных сообществ и других, требующих компенсации за затраты на очистку.
Адвокат Эмили М. Ламонд отметила, что скоро увидим больше судебных разбирательств, связанных с ПФАС, имея в виду метилтретбутиловый эфир, бывшую вредную добавку к бензину, которая загрязнила питьевую воду. Вместе эти три случая привели к искам на сотни миллиардов долларов.
Промышленные документы, раскрытые через судебные разбирательства, показывают, что производители обнаружили неблагоприятные эффекты воздействия ПФАС ещё в 1961 году. Но только в начале 2000-х годов в обществе стали всё чаще возникать вопросы об их безопасности. В 2005 году Агентство по охране окружающей среды оштрафовало DuPont на 10 миллионов долларов, что на тот момент было самым большим административным штрафом, наложенным агентством, за несообщение о неблагоприятных эффектах ПФАС.
Всё это подготовило почву для потенциальной правовой бури. В отличие от табака, который использовался только частью населения, «практически каждый из нас в США ходит с ПФАС в своём организме», — сказал Эрик Олсон, старший стратегический директор по охране окружающей среды в Совете по защите природных ресурсов. «И мы подвергаемся воздействию без нашего ведома или согласия, часто со стороны отраслей, которые знали, насколько опасны эти химические вещества, но не сообщили об этом, — сказал он. Это формула для действительно значительной ответственности».
Сэнди Винн-Стелт из Белмонта, штат Мичиган, подала одно из первых дел. Через год после того, как она потеряла мужа из-за рака печени в 2016 году, она обнаружила, что рождественская ферма перед её домом, которая казалась таким идиллическим местом, была местом сброса загрязнённых ПФАС отходов кожевенного производства от компании Wolverine World Wide, производителя обуви Hush Puppies.
Wolverine была одной из первых компаний, лицензировавших Scotchgard от 3M для своей водонепроницаемой обуви. Винн-Стелт сдала анализ крови и обнаружила, что уровень ПФАС в её крови в сотни раз превышает норму. В 2020 году ей диагностировали рак щитовидной железы.
Она подала в суд на Wolverine и 3M и достигла урегулирования в 2021 году. Отдельно почти 2000 местных жителей урегулировали коллективный иск против Wolverine. Источник воды в регионе остаётся загрязненным ПФАС.
«Эти адвокаты абсолютно правы. Это станет огромным делом, теперь, когда люди начинают привлекать компании к ответственности», — сказала Винн-Стелт.
Wolverine отказалась от комментариев. Компания 3M заявила, что продолжает «решать вопросы, связанные с исками о ПФАС, защищая себя в суде или путем переговоров».
Многое в будущих судебных разбирательствах зависит от доказательств о вреде ПФАС для здоровья. Существует широкий научный консенсус о том, что определенные химические вещества ПФАС вредны. «Есть масса доказательств, — сказала Линда Бирнбаум, токсиколог и бывший директор Национального института экологических наук. — Множественные исследования, проведенные различными исследователями и в разных популяциях».
Макс Светман, другой партнер MG+M, который выступал вместе с адвокатом Гроссом на конференции, в своем выступлении отметил исследования. «Создается масса новых научных данных, — сказал он. — Это не самое лучшее для нас».
«Тем не менее, некоторые из исследований могут быть уязвимы для критики, сказал он. Привлечение правильных экспертов для дачи показаний было ключевым моментом, — добавил он — Эпидемиологи, если выбрать правильного, всегда будут лучшими экспертами на суде».
Одной из проблем медицинских исследований является огромное количество различных химических веществ ПФАС, которые теперь попали в окружающую среду, каждое из которых может иметь немного разные эффекты для здоровья, сказала Стеф Тай, заместитель декана Института экологических исследований Нельсона при Висконсинском университете и эксперт по использованию науки в охране окружающей среды и судебных разбирательствах.
«Ещё одна проблема заключается в том, что требуется много времени, чтобы проявились последствия для здоровья», — сказала Тай, поэтому единственный способ, которым ученые могли оценить эти последствия, заключается в проведении долгосрочных исследований. Ученые должны фактически искать так называемые «естественные эксперименты», сравнивая людей, которые естественным образом менее подвергаются воздействию ПФАС, с теми, кто подвергается более сильному воздействию. Это неизбежно приводит к некоторым неопределенностям.
Промышленность добилась некоторых значительных побед. В ноябре прошлого года Апелляционный суд США по шестому округу отклонил иск, который охватывал бы всех граждан Огайо в крупном деле о воздействии ПФАС, постановив, что пожарный, подавший иск, не смог доказать, что ПФАС, найденный в его крови, происходил именно от компаний, на которые он подал в суд.
Компания 3M прекратила большинство применений двух наиболее широко используемых химических веществ ПФАС, PFOS и PFOA, в начале 2000-х годов, а DuPont прекратила использование PFOA в 2015 году. 3M заявила, что прекратит производство химических веществ ПФАС к концу следующего года. Компания также будет работать над прекращением их использования в продуктах, хотя это зависит от поиска заменителей.
«По мере того, как наука и технологии ПФАС, общественные и нормативные ожидания, а также наши собственные ожидания эволюционировали, так же эволюционировало наше управление ПФАС», — заявили в 3M.
Химическая компания DuPont направила запросы в Chemours, компанию, выделившуюся в 2015 году. Chemours отказалась от комментариев.
The New York Times заключает, что начинается длительная и сложная чистка. Закон об инфраструктуре президента Байдена 2021 года предусматривает $9 млрд для помощи сообществам в решении проблемы загрязнения ПФАС, и Агентство по охране окружающей среды заявило, что $1 млрд из этих средств будет выделен для помощи штатам в начальном тестировании и обработке. Тем временем, новые виды ПФАС продолжают поступать в окружающую среду. Ученые продолжают работать над их изучением.