Многие женщины, получающие лечение от рака молочной железы с использованием таксанов, цитостатиков, часто испытывают побочные эффекты со стороны нервной системы.
В недавнем исследовании, проведенном в Университете Линчепинга, ученые изучали побочные эффекты техасского химиотерапевтического препарата, который используется для предотвращения рецидива рака молочной железы. Недостатком этого лечения является то, что некоторые пациенты страдают от повреждения нервов в качестве побочного эффекта.
Побочные эффекты в виде повреждения нервов очень распространены после лечения таксанами рака молочной железы, и они часто сохраняются в течение нескольких лет. Для пострадавших это чрезвычайно стрессовое состояние, которое оказывает серьезное влияние на качество жизни. Таким образом, это серьезная клиническая проблема, которой в последние годы уделяется все больше внимания, но не было никакого способа узнать, какие люди подвергаются наибольшему риску побочных эффектов.
Ученые начали с тщательного изучения побочных эффектов у пациенток, получавших лечение от рака молочной железы доцетакселом или паклитакселом, двумя наиболее распространенными таксановыми препаратами. С момента начала лечения прошло от двух до шести лет. 337 пациентов попросили описать тяжесть повреждения нервов, с которым они столкнулись, или периферической невропатии, как ее еще называют. Наиболее распространенными были судороги в ногах, которые отмечались более чем у каждого четвертого пациента. Другие побочные эффекты включали трудности с открытием банки, онемение ног, покалывание в ступнях и трудности при подъеме по лестнице.
Исследователи секвенировали гены пациентов, а затем построили модели, которые связывают генетические характеристики с различными побочными эффектами лечения таксаном. Это позволяет моделям прогнозировать риск повреждения нервов. Такого типа модели, известной как модель прогнозирования, ранее не существовало для периферической невропатии, вызванной таксаном. Исследователям удалось смоделировать риск стойкого онемения и покалывания в ногах.
С помощью двух моделей удалось разделить пациентов на две клинически значимые группы: одну с высоким риском стойких побочных эффектов и другую, которая соответствовала частоте периферической невропатии в нормальной популяции. Исследователи использовали две трети данных для обучения моделей с помощью машинного обучения. Затем они смогли использовать оставшуюся треть пациентов для проверки моделей, которые, как оказалось, работают очень хорошо. Важным шагом является подтверждение того, что модели также работают в другой группе.
Это первый случай, когда была разработана прогностическая модель, которая может предсказать риск повреждения нервов в результате лечения таксаном. Женщины, получавшие таксаны после операции по удалению рака молочной железы, составляют очень большую группу в сфере здравоохранения во всем мире, поэтому это серьезная и клинически значимая проблема, говорят авторы исследования.
Это может стать инструментом для индивидуализации лечения, позволяющим оценить не только преимущества, но и риски для конкретного пациента, считают они.
Также выяснилось, что три из пяти симптомов, на которых ученые сосредоточились, настолько сложны с биологической точки зрения, что они не смогли их смоделировать.