Профессор Игорь Першуков рассказал, что должен делать взрослый человек при подозрении на инфаркт миокарда.
Першуков — профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии с курсом лучевой диагностики и онкологии Жалал-Абадского государственного университета, заместитель директора по научной работе Южного регионального научного центра сердечно-сосудистой хирургии.
«Самым частым признаком инфаркта миокарда является сильная боль, чаще за грудиной или слева от нее, как правило возникающая внезапно. Причина боли – ишемия и развивающийся некроз мышцы сердца вследствие закупорки коронарной артерии. По характеру боль — сжимающая, давящая, жгучая. Обычно она отдает в левое плечо, руку, лопатку. Боль нарастает и становится нетерпимой.
В этот момент нужно самому пациенту или оказавшимся рядом с ним людям:
если пострадавший в сознании — придать ему полусидячее положение, подложив под голову и плечи, а также под колени подушки или свернутую одежду;
дать пострадавшему таблетку аспирина (250 мг или более) и попросить разжевать ее;
ослабить сдавливающие части одежды, особенно у шеи;
немедленно вызвать скорую помощь;
если пострадавший без сознания, но дышит — уложить его в безопасное положение;
контролировать дыхание и циркуляцию крови, в случае остановки сердца немедленно приступить к сердечно-легочной реанимации.
Все самые свежие и обновленные рекомендации в мире гласят, что скорая медицинская помощь при подозрении на инфаркт миокарда должна
выполнить положения, указанные выше, какие не были исполнены
в течение 10 минут от контакта с больным снять ЭКГ и расшифровать ее
при наличии признаков острого инфаркта миокарда доставить пациента в ближайший стационар, располагающий ангиографической службой для выполнения неотложной баллонной ангиопластики и коронарного стентирования.
Социальная ответственность медицинских центров, занимающихся лечением инфаркта миокарда, независимо от форм собственности должна быть идентичной.
Учитывая горную специфику горной страны выбор профильного стационара и время доставки имеют критически важное значение. Каждый час погибает приблизительно 10% миокарда в зоне поражения, потому скорость спасения жизнеспособной мышцы определяет прогноз для больного.
Если время доставки до ближайшего центра с ангиографией превышает 90 минут, то больному с инфарктом миокарда, где есть подъем сегмента ST на электрокардиограмме, в течение первых 30 минут от начала контакта со скорой помощью (с первым медицинским работником) должна быть начата тромболитическая терапия, за которой обязательно должна быть проведена ангиопластика в стационаре в отделении ангиографии.
Тромболитическая терапия у многих больных частично или полностью разрушает тромб и в какой-то степени восстанавливает кровоток по закупоренному сосуду. Сегодня арсенал тромболитиков широк, но нужно знать, что если пациент уже переносил инфаркт миокарда ранее, то в течение 2 лет ему нельзя повторно вводить тромболитик стрептокиназу, она обладает антигенными свойствами, и может принести вред вплоть до смертельного исхода. Другие препараты, которые не имеют антигенных свойств (тканевые активаторы плазминогена*), могут применяться повторно при необходимости без дополнительного риска анафилактического шока.
Следует отметить, что критерии для принятия решения о виде оказания помощи и ее сроках при инфаркте миокарда должны быть едиными для всех государственных и частных медицинских организаций. В интересах пациента оказаться как можно скорее в ангиографии, где будет оказана полноценная помощь, как правило завершенная установкой коронарного стента.
Для этого при открытии и планировании новых центров необходимо оценивать потенциал того оборудования, которое заявляется медицинским центром. Сегодня необходимо полноценно использовать возможности частного сектора, уже имеющего тяжелое медицинское оборудование, но не всегда стремящегося получить тяжелого больного с инфарктом, предпочитая стабильных пациентов.
Организация кардиослужбы при остром инфаркте миокарда должна соответствовать требованиям времени и научно-обоснованным разработкам с использованием самых современных технологий».
