«Здоровье» (АКИpress) — Жогорку Кенеш 22 июня рассмотрел в первом чтении и одобрил законопроект «Об общественном здравоохранении».
Целью проекта, по информации Минздрава, является повышение уровня обеспечения охраны здоровья человека через модернизацию системы общественного здравоохранения.
Задачами законопроекта являются:
— совершенствование норм в соответствии с новыми вызовами и актуальными требованиями в общественном здравоохранении, международной правоприменительной практикой;
— приоритезация профилактики и укрепление взаимодействия между субъектами системы общественного здравоохранения; устранение дублирующих и противоречивых норм;
— расширение применения цифровых технологий для повышения доступности и эффективности услуг общественного здравоохранения для населения.
Минздрав отметил, что последние события, произошедшие в республике как реагирование на распространение коронавирусной инфекции, показало системные проблемы в здравоохранении:
— слабость механизмов управления, особенно в условиях эпидемии, в подготовке и недостаточности медицинских кадров, отсутствии необходимой инфраструктуры и оборудования, необеспеченности соответствующих лабораторных возможностей, пробелы в правовом регулировании, во взаимодействии и координации институтов, слабая информированность населения по инфекционным заболеваниям.
Принятие новой Конституции и проведение широкомасштабной инвентаризации законодательства выявили законы, не соответствующие новым условиям, содержащие дублирование, противоречия и пробелы. В связи с вышеизложенным были проведены инвентаризация и анализ исполнения законов в области общественного здравоохранения.
По итогам обсуждений с участием организаций общественного здравоохранения было принято согласованное решение о разработке проекта закона «Об общественном здравоохранении» в новой редакции, предусматривающего объединение 5 действующих законов: об общественном здравоохранении, об иммунопрофилактике инфекционных болезней, о защите населения от туберкулеза, о ВИЧ/СПИДе, о профилактике йододефицитных заболеваний, с учетом экспертных оценок указанных законов.
Так, в предлагаемом законопроекте:
— полностью сохранены государственные гарантии, предусмотренные законами Кыргызской Республики об иммунопрофилактике инфекционных болезней, о защите населения от туберкулеза, о ВИЧ/СПИДе;
— закреплены положительные достижения вышеуказанных пяти законов, в частности права и обязанности физических и юридических лиц в области общественного здравоохранения, направление средств на развитие научных исследований по профилактике туберкулеза, положения о подготовке специалистов общественного здравоохранения и другие;
— обновлены и расширены термины и понятия, используемые в законопроекте;
— дополнены принципы в области общественного здравоохранения;
— предусмотрены полномочия государственных органов, местной государственной администрации и органов местного самоуправления в области общественного здравоохранения;
— усилены и определены меры по укреплению здоровья, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, включая профилактику заболеваний детей и молодежи;
— вводится система функционирования службы общественного здравоохранения;
— определены роль и полномочия главного государственного санитарного врача КР, в том числе в условиях чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации, предусматриваются полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно — эпидемиологический надзор;
— расширены возможности участия организаций здравоохранения независимо от форм собственности в оказании услуг в области общественного здравоохранения;
— предусмотрены основы применения и развития элементов медицинской электронной информационной системы (цифрового здравоохранения);
— предусмотрена основа для оказания услуг в области общественного здравоохранения на договорной основе;
— уточнен механизм применения международных медико-санитарных правил;
— создана основа системе и мерам инфекционного контроля в организациях здравоохранения Кыргызстана независимо от форм собственности;
— систематизированы принципы и источники, механизмы финансирования услуг и организаций общественного здравоохранения;
— предусмотрено проведение мониторинга реализации данного законопроекта Минздравом;
— иные положения, направленные на совершенствование действующих норм.